Главная страница
Отправить письмо



Рейтинг@Mail.ru

 

Что такое одаренность?

     Умственная одаренность - это особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке. Эта потребность характерная для одаренных детей, даже тех, чьи способности видны не сразу. Познавательная потребность определяется рядом характеристик:
  • Активность человека - он сам ищет смену впечатлений, новую информацию, испытывает нужду в самом процессе познания. Эта потребность в развитой форме становится никогда ненасыщаемой.

  • Удовольствие от умственного напряжения. Это и является стимулом к познанию - т.к. включается механизм положительных эмоций.
     Умственная одаренность тесно связано с интеллектом. Решающую роль в становлении интеллекта имеют детские годы. В кривой, выражающей ход развития, примерно к 5,5 годам положительное ускорение сменяется отрицательным, а уже к 12 годам развитие в основном завершается. С 12 лет интеллект можно считать созревшим. Далее в большей степени развивается социальный интеллект.

     Одаренность характеризуется креативностью. Креативность - способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступать в любой сфере деятельности человека. Творчеству благоприятствуют:
  • наблюдательность,
  • беглость мышления,
  • легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации,
  • чуткость к проявлению проблем.
     Креативность - не тоже самое, что высокий уровень интеллекта. По уровню интеллекта нельзя судить о творческих способностях. Креативность означает, прежде всего, особый склад ума.

     Творчество и интеллект взаимосвязаны. Для творческих людей характерны такие качества как:
  • умственная самостоятельность,
  • смелость мысли,
  • готовность к волевому напряжению,
  • направленность личности на творчество.

Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей.

     Такие дети требуют особых учебных программ и помощи, которые выходят за рамки школьного курса для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.

     Согласно исследованиям, существует множество видов интеллекта. Каждый независим друг от друга и функционирует по своим правилам. К выделенным видам интеллекта относятся:
  • лингвистический,
  • музыкальный,
  • логико-математический,
  • пространственный,
  • телесно-кинестетический,
  • личностный.

     Лингвистический интеллект - способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (поэт, писатель, редактор, журналист).

     Музыкальный интеллект - способности исполнять, сочинять музыку или получать от нее удовольствие (музыкант-исполнитель, композитор).

     Логико-математический - способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным способом (математик, ученый).

     Пространственный интеллект - способности представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).

     Телесно-кинестетический интеллект - способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве (танцовщица, спортсмен), в ручном труде (механик).

     Личностный интеллект имеет две стороны:

     1. Это способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их, использовать эту информацию в своей деятельности (писатель).

     2. Это способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт).

     Среди видов одаренности выделяют художественную одаренность. Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

     Общеинтеллектуальная одаренность характеризуется тем, что дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

     Академическая одаренность проявляется в успешности обучения по отдельным предметам и является более частной и избирательной. Такие дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения в каком-либо предмете или ряде предметов и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам.

     Особо выделена творческая одаренность. Дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые выделяют их и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

  • отсутствие внимания к условностям и авторитетам,
  • большая независимость в суждениях,
  • тонкое чувство юмора,
  • отсутствие внимания к порядку и организации работы,
  • яркий темперамент.

     Стандартные учебные программы и сам учебный процесс не дают мало возможностей для ее проявления и развития.

     Лидерская одаренность или социальный интеллект. Социальный интеллект развивается до 17-18 лет.

     Социальная одаренность: это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Элементы социальной одаренности:

  • социальная чувствительность,
  • просоциальное поведение,
  • нравственные суждения,
  • организаторские умения и пр.

     Социальная одаренность предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.

     Есть дети, одаренность которых трудно заметить из-за низкой успеваемости, физических недостатков, поведенческих трудностей, агрессивности, эмоциональной нестабильности, низкого социально-экономического уровня семьи.

     Чем раньше одаренность будет выявлена, и с ребенком начнут заниматься целенаправленно, тем лучше. Особо отмечается важность возрастного периода от 2-х до 7 лет в психосоциальном и познавательном развитии. Познавательное развитие у одаренных детей опережает таковое у сверстников, они любопытны, им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что было бы, если бы внешние условия изменились. У одаренных детей отличная память, раннее языковое развитие.

     Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли, они могут долго концентрировать внимание, решать задачи, не имеющие практического значения, увлеченность ребенка просто поражает. Но не все у них получается, поэтому они нуждаются в помощи и поддержке.

     Важным аспектом одаренности является психосоциальная чувствительность, у таких детей обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим, такие дети чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.


 




  • Приглашаем в группу поддержки

  • Что такое одаренность?

  • Приметы одаренности

  • Трудности одаренных детей

  • Консультации по самоопределению

  • Иллюстрации к книгам о Гарри Потере

  •